ЮНКТАД: в 2020 году объемы прямых иностранных инвестиций почти повсеместно резко упали, а в Казахстане и Беларуси – выросли
В 2020 году глобальные потоки прямых иностранных инвестиций снизились на 42 процента по сравнению с 2019 годом. В наибольшей степени пострадали промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой, но не все. Казахстану и Беларуси удалось этого избежать.
Об этом говорится в новом докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Его авторы отмечают, что на инвестиционные проекты негативно повлияли пандемия, а также связанные с нею меры ограничения и карантина.
В 2020 году мировой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил всего 859 миллиардов долларов США, тогда как в 2019 году он был на уровне 1,5 трилллиона долларов. Таких вялых инвестиционных вложений, как отмечают эксперты, не было со времен начала 1990-х годов. Показатели этого года на 30 процентов ниже даже уровня 2009 года, когда мир находился в состоянии глобального финансового кризиса.
Наименьшей популярностью у инвесторов в этом году пользовались богатые страны, где потоки ПИИ упали на 69 процентов — примерно до 229 миллиардов долларов. Инвестиции в США сократились на 49 процентов и составили 139 млрд долларов.
В развивающиеся страны в этом году поступило на 12 процентов меньше инвестиционных денег по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, доля развивающихся стран в мировых ПИИ достигла 72 процентов — это самый высокий показатель за всю историю. При этом рейтинг крупнейших получателей ПИИ возглавил Китай.
Что касается стран с переходной экономикой, то приток прямых иностранных инвестиций там резко упал на 77 процентов — примерно до 13 миллиардов долларов. Это — самый низкий уровень притока в регион с 2002 года. При этом в наибольшей степени из-за кризиса COVID-19 пострадали инвестиционные проекты в России. В эту страну ПИИ сократились с 32 миллиарда долларов в 2019 году до 1,1 миллиарда в 2020 году. Кроме пандемии, были и другие факторы. Так, слабый международный спрос на сырую нефть и связанный с ценами на нее апрельский конфликт с другими крупными производителями подорвали интерес инвесторов к нефтяному сектору.