2021 год в зеркале пандемии: упущенные возможности и хрупкая надежда
Несмотря на быструю и своевременную разработку вакцин против COVID-19 годом ранее, в 2021 году коронавирус продолжал мутировать и распространяться по планете. Большинство экспертов видят причину этого в отсутствии эффективного глобального сотрудничества в борьбе с пандемией.
В ноябре уходящего года стало ясно, что новый штамм COVID-19, обозначенный учеными греческой буквой «омикрон», представляет серьезный повод для беспокойства и распространяется гораздо быстрее, чем доминировавший до этого вариант «дельта». Появление «омикрона» не должно было стать неожиданностью, поскольку эксперты ООН постоянно предупреждали о неизбежности новых мутаций в условиях, когда международное сообщество не смогло гарантировать проведение вакцинации во всех стран мира, а не только в государствах с достатком выше среднего.
В середине декабря на брифинге для журналистов глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус предупредил, что новый штамм коронавируса распространяется такими темпами, которых ученые не наблюдали ни у одного из предыдущих вариантов. «Лишь сейчас все понимают, что мы недооценивали этот вирус», – отметил он.
Фрагмент видео ЮНИСЕФ-УкраинаПри содействии ЮНИСЕФ по линии COVAX для жителей Украины доставлена партия вакцин от COVID-19
«Катастрофический нравственный провал»
Еще в январе 2021 года Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш раскритиковал феномен «вакцинного национализма», который заключается в том, что многие страны не желают делиться прививками с другими.
Глава африканского отделения Всемирной организации здравоохранения Матшидисо Моэти, в свою очередь, осудил «накопительство вакцин», которое, по его словам, только отдаляет от нас победу над пандемией. «Совершенно несправедливо, что наиболее уязвимые африканцы вынуждены подолгу ждать поступления вакцин, в то время как в богатых странах уже привиты представители групп низкого риска заражения», – сказал он.
Специалисты ВОЗ с самого начала пандемии предупреждали, что чем больше времени потребуется для подавления распространения COVID-19, тем выше будет риск появления новых мутаций более устойчивых к вакцинам. Тедрос Гебрейесус назвал неравномерное распределение вакцин «катастрофическим нравственным провалом». «Цена этой неудачи будет оплачена жизнями граждан беднейших стран мира», – отметил глава ВОЗ.
Фото ЮНИСЕФ/А.БашизиВакцины защищают от тяжелых форм заболевания COVID-19 и госпитализации, связанной с болезнью.
COVAX: глобальный исторический прорыв
Стремясь поддержать представителей наиболее уязвимых слоев населения, ВОЗ запустила проект COVAX – глобальную инициативу по борьбе с пандемией коронавируса. Правительства развитых государств и частные доноры собрали более двух миллиардов долларов, чтобы гарантировать, что люди, живущие в бедных странах, не останутся в стороне, когда на рынке появятся эффективные вакцины.
Доставка вакцин в развивающиеся страны в рамках инициативы COVAX началась с Ганы и Кот-д’Ивуара в марте этого года. Примерно в это же время первую партию получил охваченный гражданской войной Йемен. К апрелю, благодаря COVAX, вакцины получили уже более ста стран мира. Тем не менее проблема неравенства далека от решения: 14 сентября ВОЗ объявила, что во всем мире было введено более 5,7 миллиарда доз вакцины, но только два процента от этого объема получили жители африканского континента.
Побочные эффекты
Пандемия повлияла на здоровье миллионов людей во всем мире не только напрямую, но и вызвала множество побочных эффектов: коллапс национальных систем здравоохранения, удар по образованию и общее ухудшение психического здоровья. Диагностика и лечение рака были серьезно подорваны примерно в половине всех стран; более миллиона человек лишились основной медицинской помощи при туберкулезе; многие жители бедных стран потеряли возможность лечиться от СПИДа и вовремя проходить тестирование; серьезно пострадала репродуктивная медицина.
По данным агентств ООН, в одной только Южной Азии перебои в оказании медицинских услуг из-за пандемии COVID-19 в прошлом году стали причиной 239 тыс. материнских и детских смертей. В Йемене усиливающееся воздействие пандемии привело к катастрофической ситуации, при которой каждые два часа при родах умирает женщина.
Удар по детям
Что касается психического здоровья, то особенно тяжело в уходящем году пришлось детям и подросткам. Представители ЮНИСЕФ предупредили в марте, что дети теперь живут в «разрушительной искаженной реальности»: прогресс обернулся вспять практически по всем ключевым параметрам.
Более всего пострадали дети в развивающихся странах: уровень детской бедности, по оценкам ООН, вырос примерно на 15 процентов. Согласно прогнозам, в будущем году еще 140 миллионов детей в этих государствах будут проживать в семьях, оказавшихся за чертой бедности.
ЮНИСЕФ/КалиевЕще одно негативное последствие пандемии: дети лишились школьных обедов.
Что касается образования, то последствия пандемии в этой сфере были, без преувеличения, разрушительными. 168 миллионов школьников во всем мире с начала пандемии пропустили почти год занятий; каждый третий ребенок не смог получить доступ к дистанционному обучению в период, когда школы были закрыты.
В ЮНИСЕФ убеждены, что закрытие школ должно оставаться крайней мерой. Глава агентства Генриетта Фор заявила в январе, что «не следует жалеть усилий» для того, чтобы дети продолжали посещать школу. «Дети отстают в чтении, письме и основах математики, – отметила она. – Им также не хватает знаний, необходимых в условиях экономики 21 века».
В августе, после летних каникул, ЮНИСЕФ и ВОЗ обнародовали рекомендации по безопасному возвращению в учебные классы, содержащие призыв включать школьный персонал в общенациональные планы вакцинации и проводить иммунизацию всех детей в возрасте от 12 лет и старше.
COVID-19 – не «разовая катастрофа»
Наряду с призывами к справедливому распределению вакцин, ООН неоднократно подчеркивала важность разработки принципиально новой стратегии реагирования на будущие пандемии с учетом несостоятельности международного ответа на COVID-19. ВОЗ провела серию консультаций и форумов с участием ученых и политиков. В мае было объявлено о создании в Берлине международного центра по борьбе с пандемией, нацеленного на обеспечение большей готовности и прозрачности в борьбе с вероятными будущими глобальными угрозами здоровью населения планеты.
В июле Группа двадцати, G20, опубликовала независимый отчет о готовности мира к пандемии, в котором был сделан вывод об опасной недостаточности финансирования глобальной системы здравоохранения. Сопредседатель группы, сингапурский политик Тарман Шанмугаратнам, отметил, что COVID-19 не был «разовой катастрофой». «Нехватка финансирования означает, что мы уязвимы для затяжной пандемии COVID-19, циклические волны которой затронут все страны, – сказал он. – Кроме того, мы по-прежнему безоружны перед угрозой будущих пандемий».
Повод для осторожного оптимизма
Несмотря на все провалы и недочеты, 2021 год завершается на позитивной ноте: на специальной сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ в конце ноября страны договорились разработать новое глобальное соглашение о предотвращении пандемий. Признав, что предстоит долгая и кропотливая работа, глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус приветствовал достигнутое соглашение в качестве «повода для столь необходимой сейчас всем надежды».