Международное право

Годовщина крушения украинского самолета в Иране: эксперт ООН призвала обеспечить безопасность полетов гражданской авиации

По случаю годовщины крушения над Ираном самолета «Международных авиалиний Украины», направлявшегося в Киев рейсом PS-752, эксперт ООН по правам человека Аньес Калламар призвала принять срочные меры для обеспечения безопасности гражданских полетов в зонах конфликтов или в районах с высокой военной напряженностью. Она настоятельно рекомендовала одобрить четкие требования относительно того, при каких условиях необходимо закрывать воздушное пространство.  

Напомним, что украинский «Боинг», выполнявший рейс PS-752, потерпел крушение 8 января вскоре после взлета из тегеранского аэропорта. Он был обстрелян двумя иранскими ракетами. На борту самолета находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, все они погибли. Среди погибших были граждане и подданные семи стран. Власти Ирана признали, что сбили украинский «Боинг» по ошибке. Этот трагический инцидент произошел в условиях обострения напряженности между Ираном и США. 

«Крушение рейса PS-752, к сожалению, свидетельствует о том, что нынешние положения международных конвенций о безопасности полетов не обеспечивают защиту гражданских самолетов от военных действий и надлежащее расследование таких трагических инцидентов…», – заявила Специальный докладчик ООН по вопросу о внесудебных казнях Аньес Калламар. 

Она добавила, что трагедия, которая случилась с украинским боингом, не была неизбежной, что говорит о необходимости принять безотлагательные меры по предотвращению подобных инцидентов в будущем и укреплению безопасности пассажиров на борту гражданских самолетов. 

Калламар полагает, что в условиях роста военной напряженности, независимо от того, признаются эти условия вооруженными конфликтами или нет, наиболее эффективным средством предотвращения нападений на гражданские самолеты является закрытие воздушного пространства. Все остальные варианты, по мнению эксперта, чреваты серьезными рисками. 


Фото организации "Красного Полумесяца" ИранаПредставители “Красного полумесяца” Ирана и других гуманитарных организаций работают на месте крушения украинского “Боинга” под Тегераном.

Но, к сожалению, как сказала Специальный докладчик, довольно часто государства не закрывают  свое воздушное пространство в опасных зонах, руководствуясь при этом исключительно коммерческим или политическим интересами.  

«Международное сообщество должно установить четкие, ясные и недвусмысленные стандарты относительно того, когда государства обязаны закрывать воздушное пространство, которое находится под их юрисдикцией», – считает эксперт. 

При этом Специальный докладчик полагает, что если то или иное государство действует безответственно и не закрывает воздушное пространство, находящееся в его юрисдикции,  или не ограничивает полеты, другие страны и авиакомпании обязаны принять немедленные меры по ограничению полетов над зоной конфликта или вблизи нее. 

Эксперт ООН призвала авиакомпании обеспечивать доступ общественности к информации о маршрутах своих полетов и наращивать свои возможности оценки рисков при планировании полетов. 

Специальный докладчик предлагает также подумать о необходимости создания международного органа, совершенно независимого как от государств, так и от авиакомпаний, который осуществлял бы контроль за безопасностью полетов в условиях конфликта, а также собирал и распространял информацию о рисках для гражданской авиации, связанных с полетами над зонами конфликта. 

«Пассажиров и членов экипажей нельзя оставлять на милость государств и авиакомпаний, которые ставят доходы и другие мотивы выше безопасности», – сказала эксперт. Она уверена в том, что нынешняя международная система обеспечения безопасности гражданской авиации неэффективна.  

«Мы должны действовать незамедлительно с тем, чтобы предотвратить инциденты в будущем и спасти жизнь людей», – призвала Аньес Калламар.  

Специальные докладчики ООН – это независимые эксперты. Их назначает Совет ООН по правам человека, но они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу. 

 

Источник

Back to top button